Общество спектакля

В своей известной сегодня во всем мире работе под названием «Общество спектакля» французский философ Дебор Ги делится своими взглядами на устройство нашего общества, устроенного, по его мнению, как большой и многоплановый спектакль. Вся наша жизнь – это лишь «нагромождение спектаклей», каждый общественный процесс сегодня превратился в некое представление. В этих театральных действах каждый человек обрастает неким образом, который иначе называется социальной ролью. При этом индивид не соответствует одной и той же роли на протяжении всего существования – он меняет образы не только с возрастом, но и в течение дня. Иными словами, на работе мы придерживаемся одной модели поведения, а во время общения с близкими становимся словно другими людьми. Таким образом, можно сказать, что реальность не существует как единое пространство, она представляет собой лишь набор отдельных частей, складывающихся из сюжетов спектаклей и выбранных нами ролей. Из этого следует, что, с точки зрения философии, мы живем в псевдо-мире, где каждый актер лжет даже самому себе, так как регулярно меняет свои амплуа, не оставаясь цельной личностью.

Спектакль жизни, по мнению автора, представляет собой не только совокупность образов, в которых мы существуем, но и механизм общения между отдельными личностями. Так, именно образ, выбранный нами в конкретной ситуации, обуславливает отношение к нам окружающих, влияет на нашу манеру общения.

Помимо этого, спектакль – это еще и образ жизни, навязанный нам СМИ. Если учесть, что Дебор Ги завершил написание своей книги «общество спектакля» еще в 1967 году, можно говорить о том, что на сегодняшний день данный тезис стал лишь еще более отражающим реальную действительность. Если автор еще в те времена писал о том, что реклама и производство, рыночные отношения в целом определяют наше бытие, то сегодня это утверждение более чем верно. Появляются все новые способы манипуляции общественным сознанием, возникают новые рекламные технологии, появляется больше возможностей донести до индивида необходимую информацию. Иными словами, реклама прочно вошла в нашу действительность, навязывая нам другие ценности, лишая возможности сделать свой собственный выбор, заставляя соответствовать некоему «идеалу человека», определенному образу жизни и т.д. Все это также подтверждает основную мысль книги, что наша реальность с философской точки зрения ирреальна, и представляет собой лишь большой спектакль длиной в вечность.

Нет комментариев

Оставить комментарий

*

code